А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Образование и наука // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Образование и наука

[12.05.2004 - Еженедельный журнал]
Советы на будущее

 Фото: Павел Горшков
Фото: Павел Горшков

Общественное самоуправление в России может начаться со школы

Министерство образования и науки дало старт очередному эксперименту – не менее важному, чем единый государственный экзамен и профильное обучение в старших классах. На сей раз речь идет о развитии общественного управления в среднем образовании. Как и прочие составляющие школьной реформы, апробировать новшество решили в режиме эксперимента: до января 2005 года в нескольких десятках пилотных школ будут созданы управляющие советы.
Суть нововведения объясняет Анатолий Пинский, руководитель рабочей группы Минобрнауки по развитию общественного управления в школах: «В современном обществе административная модель школы постепенно трансформируется в школу гражданского общества, где реальными управленческими полномочиями обладает общественность – родители, представители местных властей, бизнесмены, деятели культуры... А в России школа до сих пор была закрыта для общества. Поэтому нет экономической заинтересованности в ее развитии, растет экстернат и репетиторство, то есть детей учат за пределами школы. Все значимые вопросы школьной жизни решает либо директор, либо вышестоящие инстанции».

Управляющий совет не следует путать с попечительским. Задача последнего – находить для школы деньги, в него может входить кто угодно. А состав управляющего совета четко определен. В нем может быть не менее 11 и не более 25 членов. Костяк составят родители – по словам Анатолия Пинского, их будет не менее одной трети и не более половины от общего числа (то есть абсолютного большинства в совете у родителей быть не должно). Кроме того, в совет войдут сотрудники школы, старшеклассники, а также выпускники, спонсоры, а то и просто известные личности, которым эта школа по тем или иным причинам небезразлична.

Нынешнее российское законодательство не запрещает создавать при школах общественные советы (ученические, родительские), однако их решения носят лишь рекомендательный характер. Если полномочия управляющих советов будут определены законодательно, директору придется им подчиняться. Без согласия совета он не сможет не только отчислить ученика, но и, например, сдать в аренду школьные помещения. Совет получит право контролировать школьную бухгалтерию и решать, сколько денег и за что школа имеет право брать с родителей.

Но полномочия советов будут еще шире: они даже смогут отчасти решать, чему учить детей, – определять перечень предметов «школьного компонента» (до 10% учебного времени в каждом классе) и профили обучения в старшей школе. Совет будет решать, каким должен быть режим работы школы (пяти- или шестидневка), носить ли детям школьную форму, когда начинать и заканчивать занятия. Хотя, разумеется, по основным параметрам своей деятельности школа все равно должна будет под-чиняться общим правилам – объявить, скажем, каникулы на всю зиму совет не сможет ни при каких обстоятельствах.

Зато совет сможет отстаивать интересы школы. Директор центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский рассказывает, как недавно активные родители его учеников добились, чтобы рядом со зданием школы установили светофор. Если бы с этой просьбой в префектуру обратился он сам, говорит директор, ему наверняка отказали бы.

Подготовка к эксперименту по введению управляющих советов длится более года. Рабочая группа, созданная в феврале 2003 года при Министерстве образования РФ, подробно описала полномочия, состав, способы формирования и технологию ра-боты управляющих советов. На координационных советах Минобразования все это не раз обсуждалось с представителями регионов, ректорами вузов, директорами школ и прочим образовательным начальством. В Москву приезжали европейцы, рассказывая об успехах общественного управления в школах своих стран. Новый министр образования и науки Андрей Фурсенко полностью поддержал идеи общественного управления в школах – в официальном письме он рекомендовал властям субъектов Федерации поддержать инициативу школ и муниципалитетов по апробации модели управляющих советов. Впрочем, сейчас у новшества нет правовой базы: внедрить его можно лишь в режиме эксперимента (в нем участвуют школы восьми субъектов Федерации, в том числе Москвы и Московской области).

Дело за законодателями. В Думе прошлого созыва идею общественного управления в школах поддержал комитет по образованию и науке. Под руководством его председателя «яблочника» Александра Шишлова был разработан обширный пакет поправок к закону «Об образовании». Поправки предписывали создание таких советов в каждой школе. За несколько дней до последних думских выборов Шишлов успел даже официально внести законопроект. Однако до первого чтения проект до сих пор не дошел, и перспективы его пока неясны.

Но даже если закон будет принят, далеко не в каждой школе советы возьмут власть в свои руки. Директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман считает, что у родителей, равно как и у других потенциальных членов совета, просто не будет хватать времени на общественную работу: «На деле в совете будут заседать только неработающие мамы, что вряд ли будет полезно для школы». В то же время, по его мнению, родители с удовольствием делегируют директору свои полномочия. Однако разработчики проекта не видят в этом проблемы: если члены совета полностью доверяют директору и заранее соглашаются со всеми его решениями – чего же лучше. Но ведь возможен и конфликт с директором. И здесь родители, учителя, старшеклассники смогут эффективно отстаивать свои права.

В августе прошлого года в опросе фонда «Общественное мнение» был такой вопрос: «Министерство образования планирует создать общественные советы, которые будут управлять школой наравне с директором. Будет ли школе лучше или хуже от такого нововведения?» 51% опрошенных высказал мнение, что это благо для школы, лишь 14% придерживались противоположного мнения. Вот только знают или хотя бы «что-то слышали» об этом замысле всего 19% опрошенных...

Борис Старцев

Оригинал статьи: Советы на будущее (Еженедельный журнал)

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее