А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Законы // Законопроекты // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Законопроекты

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации«Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)»

Настоящий проект федерального закона направлен на развитие одного из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, соглас-но которому управление образованием должно носить демократический, государ-ственно-общественный характер (см. статью 2 закона Российской Федерации «Об образовании»).

Опыт прошедших 10 лет с момента принятия закона «Об образовании» показывает, что данный принцип государственной политики не получил институ-ционального развития. Практическая реализация заявленного законом принципа сдерживается, с одной стороны, разнообразием представлений и мнений о со-держании данного принципа, с другой стороны, отсутствием в законодательстве РФ специальных юридических норм для организационно-правового оформления государственно-общественного характера управления.

Институты общественного участия в управлении образованием сложи-лись в большей степени в сфере высшего образования (выборность ректора, пол-номочия ученого совета вуза и др.). Во многом это связано с тем, что в феде-ральном законе «О высшем и послевузовском образовании» в явном виде сфор-мулированы особенности управления учреждениями высшего образования.

В сфере общего образования, наиболее массовой образовательной системе, общественно-государственный характер управления реализуется в явно недостаточной мере и нуждается в конкретизации на законодательном уровне. По мнению авторов законопроекта, государственно-общественный характер управ-ления следует понимать как привлечение к управлению образованием иных субъ-ектов, помимо государства, причем не только представителей профессионального педагогического сообщества, но и иных заинтересованных представителей обще-ства, прежде всего, родителей обучающихся.

Необходимость усиления участия общества в управлении общеобразо-вательной школой диктуется как социально-экономическими условиями, в которых оказалось школьное образование, так и возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг. Определенная закрытость системы школьного образова-ния от внешнего влияния не способствует организации качественного образова-ния, адекватного потребностям современного общества. Складывающаяся года-ми замкнутость школы по отношению к обществу постепенно приводит к росту со-циально негативного феномена общественного отчуждения от школы, что, в свою очередь, приводит к ее стагнации, невысокой экономической и управленческой эффективности в ее деятельности. Опыт показывает, что развитие общественной составляющей в управлении образованием позволяет привлечь в школу дополни-тельные ресурсы.

Во многих зарубежных странах распространена многообразная практи-ка создания и функционирования общественных школьных советов, обладающих законодательно установленными управленческими полномочиями. Становление школьных советов, в той или иной степени управляющих школой, является в по-следние годы одним из главных вопросов развития образовательных систем ев-ропейских стран.

В Российской Федерации за последние годы в ряде регионов также раз-вивалась аналогичная практика (работа попечительских советов, родительских и ученических комитетов и проч.). Однако подобные органы школьного самоуправ-ления имеют, как правило, лишь рекомендательные, а не управленческие функ-ции. Существующая законодательная база не наделяет их управленческими пол-номочиями и не определяет механизмы их формирования и функционирования.

Настоящий законопроект устанавливает особенности управления госу-дарственными и муниципальными образовательными учреждениями, в основе ко-торых лежит распределение управленческих полномочий государства и предста-вителей общества.

Для реализации прав всех участников образовательного процесса на участие в управлении общим образованием в каждой школе (за исключением ма-лочисленных, с числом обучающихся менее 50) предлагается создавать коллеги-альный орган управления – Управляющий совет общеобразовательного учрежде-ния (далее - Управляющий совет).

Управляющий совет является органом, с помощью которого родители и другие представители общества могут реально участвовать в планировании раз-вития школы, организации ее уклада жизни, участвовать в ее финансово-хозяйственной деятельности.

В законопроекте определены основные функции (управленческие пол-номочия) Управляющего совета – разработка устава школы, выбор школьного компонента государственного образовательного стандарта, утверждение про-граммы развития школы, установление режима работы школы; информирование общественности о результатах работы школы.

В области организации уклада внутришкольной жизни Совет устанавли-вает продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий, принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся, утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график и т.п.

В сфере финансово-хозяйственной деятельности школы Совет согла-совывает бюджетную заявку и смету бюджетного финансирования и смету расхо-дования средств, полученных образовательным учреждением от уставной прино-сящей доходы деятельности и из внебюджетных источников, содействует при-влечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития об-щеобразовательного учреждения, дает согласие на сдачу в аренду общеобразо-вательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности.

В состав Управляющего совета входят избираемые члены – представи-тели от родителей, работников и учащихся старшей ступени; директор школы – по должности, назначенный учредителем представитель учредителя, – а также кооп-тированные члены, в число которых могут входить выпускники школы, ее спонсо-ры, представители местной научной, деловой общественности и др.

Ввиду того, что введение в действие представленного законопроекта нуждается в значительной подготовительной работе (разработка программы ста-новления Управляющих советов общеобразовательных учреждений, подготовка нормативной и методической базы, повышение квалификации участников данного процесса, проведение широкой разъяснительной работы с населением и т.п.) норму об обязательном формировании Управляющих советов предлагается при-нять с отложенным сроком вступления в силу – с 1 января 2007 года. Однако в инициативном порядке Управляющие советы с предусмотренными законопроек-том полномочиями могут создаваться уже после опубликования закона.

В разработке законопроекта участвовали: А.В.Шишлов - Председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, А.А.Пинский - директор школы №1060, директор Центра социально-экономического развития школы ИРО ГУ-ВШЭ, И.А.Рожков – директор Центра прикладных правовых разработок ИРО ГУ – ВШЭ, М.С.Митькина – Советник Председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, эксперт фракции “Яблоко”, А.В.Вавилов –старший науч-ный сотрудник Центра прикладных правовых разработок ИРО ГУ – ВШЭ; В.В.Спасская – заместитель начальника Управления контроля качества общего образования (ЕГЭ) Минобразования РФ, И.Д.Чечель – проректор АПКиПРО по на-учно-методической работе, М.М.Мусарский - директор Центра стратегических разработок развития образования Московской области Московского государст-венного областного университета, А.М.Моисеев – профессор кафедры педагогики и психологии АПКиПРО, И.А.Рождественская – эксперт проекта «Реформа систе-мы образования» НФПК.

Представленный законопроект не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Практика показывает, что создание в школах общест-венных структур управления увеличивает не только прозрачность расходования денежных средств, но объем привлекаемых внебюджетных ресурсов. Таким обра-зом, ожидается положительный экономический эффект в виде роста законно при-влекаемых школой внебюджетных средств, и, следовательно, доходов соответ-ствующих бюджетов и внебюджетных фондов.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее