А.В. Шишлов А.В. Шишлов А.В. Шишлов
А.В. Шишлов А.В. Шишлов
Начало   Новости сайта   Образование и наука   Форум   Санкт-Петербург
Член бюро партии "Яблоко". Депутат Госдумы России 2-го и 3-го созывов
Начало // Политика // Публикация
  Добавить в "Избранное"   На первую страницу сайта   Написать письмо А.В. Шишлову     Поиск  
  ТАКЖЕ НА САЙТЕ
Личное дело
Публикации
Шишлов в СМИ
Написать письмо
Политика
Законы
Фотогалерея
Комитет Госдумы по образованию и науке (2002-2003)
Контактная информация
Тематический указатель
Карта сайта
Поиск по сайту
  ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Подпишитесь на рассылку наших новостей

  ПОДДЕРЖКА
Российская Демократическая Партия "Яблоко"
Democratic Party YABLOKO - english site
Персональный сайт Г.А.Явлинского
Питерская школа. ШКОЛА.СПб.РУ
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
 Политика

[15.10.2003 - Пресс-служба РДП "Яблоко"]
"Яблоко" предлагает реформу системы высшего образования

Пресс-релиз

Группа депутатов от фракции "ЯБЛОКО" (Григорий Явлинский, Игорь Артемьев, Сергей Иваненко, Владимир Лукин, Сергей Митрохин, Александр Шишлов) внесла на рассмотрение Государственной Думы закон "Об университетах". Закон предусматривает реформу системы высшего образования России и позволит решить целый ряд проблем существующих в системе университетов.

"Судьба России в 21-ом веке зависит от того, насколько качественное образование получат наши граждане, от того, насколько оно будет связано с научным процессом", - так обосновал Г.Явлинский необходимость изменений в системе вузовского образования, выступая во вторник 14 октября 2003 года на пресс-конференции в Госдуме. "Для нашей страны образование является средством выживания, продвижения вперед и конкуренции с другими державами", - считает он.

Законопроект "Об университетах" на пресс-конференции представляли также заместитель руководителя фракции "ЯБЛОКО" И.Артемьев и председатель думского комитета по образованию и науке А.Шишлов.

Они рассказали, что законопроект направлен на достижение следующих основных целей:

. устранение разрыва между университетским образованием и фундаментальной наукой, по сути закрепленного в современном Российском законодательстве в области научных исследований и высшей школы. В законодательстве даже не упоминается о том, что сотрудники образовательных учреждений, в том числе и университетов, должны вести научную деятельность. С другой стороны - университеты не имеют права именоваться организациями, занимающимися научно-исследовательской деятельностью, и, как следствие не имеют право получать бюджетное финансирование на эти цели. Этот разрыв науки и образования привел к тому, что выпускники российских университетов зачастую оказываются неконкурентоспособными на мировых рынках высококвалифицированного труда, а отечественная наука теряет основу механизма кадрового возобновления;

. предоставление университетам реальной автономии и одновременно повышению их ответственности за результаты деятельности через механизмы конкуренции на рынках образовательных услуг и высококвалифицированного труда. Существующая сегодня общевузовская система государственной аккредитации и аттестации, единых государственных дипломов и образовательных стандартов, жесткой регламентации перечня и содержания образовательных программ, унифицированная система присуждения ученых степеней и ученых званий, ограничения хозяйственной и организационно-управленческой деятельности делают невозможной проведение самостоятельной образовательной, кадровой и финансовой политики, уравнивает ведущие отечественные университеты и множество узкопрофильных ВУЗов, которые стали именоваться университетами, не отвечая при этом ни отечественным, ни международным университетским традициям, что приводит к застою и деградации системы высшего образования в целом;

. установление гарантий соблюдения демократических принципов в деятельности университетов через законодательно прописанные механизмы, касающиеся всех важнейших сторон деятельности университетов, придании ей открытости для общества;

. преодоление изоляционистских тенденций в отечественном высшем образовании критически необходимо для успеха усилившихся в последние годы интеграционных процессов между Россией и Европой, а также в связи со стремлением нашей страны вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) и обеспечением выхода России на европейские и мировые рынки образовательных услуг;

. обеспечение выполнения задачи воспроизводства и сохранения интеллектуального потенциала общества по максимально широкому спектру научных и наукоемких направлений, поскольку потребность в специалистах самого разного профиля будет неизменно возрастать. В этих условиях отсутствие требуемых специалистов, с одной стороны, и принципиальная невозможность их быстрой подготовки, с другой, будет приводить к серьезному отставанию во вновь появляющихся перспективных направлениях. Задачу подготовки специалистов такого рода уже невозможно решить без создания в стране сильной и упорядоченной системы университетов.

Центральными, опорными звеньями такой системы в нашей стране могли бы стать наиболее развитые российские университеты, имеющие глубокие исторические корни, развитую систему подготовки кадров на основе неразрывного единства учебного и научного процессов, обладающие необходимой для этого инфраструктурой и высоким уровнем подготовки профессоров, преподавателей и научных сотрудников.

Создание прочного законодательного фундамента функционирования университетов будет способствовать повышению ответственности университетов за результаты своей деятельности, привлечению серьезных российских и иностранных инвестиций в российскую науку и образование, поднятию их престижа и конкурентоспособности на мировом рынке труда.

Закон подготовлен фракцией "ЯБЛОКО" и рабочей группой Санкт-Петербургского государственного университета в составе - профессора Горлинского И.А.; профессора Канунникова И.Е.; профессора Кротова М.В.; профессора Медведева С.С.; научного сотрудника Федорова В.А.

В отличие от других ВУЗов, в университетах предусматриваются следующие особенности:

1. Все научно-педагогические кадры университета обязаны заниматься как преподаванием, так и наукой, за исключением категорий работников, поименованных в специальном постановлении Правительства Российской Федерации.

2. Все высшие учебные заведения, которые признаются университетами на основании настоящего Федерального закона, являются, по своему статусу, гражданскими некоммерческими организациями, сочетающими в своей деятельности функции образовательного учреждения высшего профессионального образования и научной организации.

3. В отношении университетов устанавливается особый порядок лицензирования и аккредитации.

4. Университеты получают право выдавать собственные дипломы (а не дипломы общегосударственного образца) об окончании соответствующих основных образовательных программ, как это происходит в большинстве развитых стран мира.

5. Университеты вправе присваивать соответствующим научно-педагогическим работникам университета академические звания и ученые степени самостоятельно и выдавать собственные (университетские) дипломы и аттестаты профессоров, доцентов, кандидатов и докторов наук, как это имеет место в большинстве развитых стран мира.

6. Система управления в университетах, фактически, базируется на системе разделения исполнительной (ректорат) и представительной (ученый совет) властей и системе сдержек и противовесов между этими "ветвями власти".

7. Практически все штатные должности университета замещаются по конкурсу.

8. Университеты получают большую автономию по самостоятельному утверждению и реализации образовательных и научных программ.

9. Циклы университетского образования по своей общей структуре и по существу базируются на рекомендациях Европейской Болонской декларации.

10. Университеты получают право на собственный бюджетный процесс.

11. Увеличиваются права университетов по распоряжению государственным имуществом и собственным имуществом университета.

В проекте закона подробно прописаны нормы, определяющие все необходимые вопросы деятельности университетов, что позволяет охарактеризовать данный проект федерального закона в качестве закона прямого действия, не требующего издания большого количества ведомственных актов. Данный федеральный закон конкретизирует положения Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в части касающейся деятельности университетов. Далее планируется разработка и принятие соответствующих федеральных законов "Об институтах" и "Об академиях".

Признание университетов, в соответствии с проектом закона, будет осуществляться постановлениями Правительства Российской Федерации.

В наше время даже корпорации создают свои собственные университеты. Одним из самых известных корпоративных университетов является "Motorola University".

Каждый сотрудник Motorola, а их всего 139 000, должен учиться не менее 40 часов год. Компания также разработала свою программу МВА. Motorola подсчитала, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит $33 прибыли. Что уж говорить про государственную систему университетов: ее необходимо упорядочить и развивать.

Тезис Френсиса Бэкона о том, что знание - сила, и теперь актуален. Успех стран с более высокими темпами роста экономики, по мнению экспертов Всемирного банка, обуславливается именно тем, что люди там больше учатся и больше работают. Задача законодателей как раз и состоит в том, чтобы создавать необходимые условия для учебы и работы граждан.

Первой ласточкой реформы системы высшего образования, способствовавшей интеграции России в мировой образовательный процесс стало принятие Государственной Думой по инициативе фракции "ЯБЛОКО" и Санкт-Петербургского государственного университета 21 июня 2003 года проекта обращения к председателю правительства Михаилу Касьянову о проведении необходимых мероприятий по вступлению России в Болонский процесс.

Принятие данного постановления открыло путь к участию России в создании единого европейского пространства в области высшего образования, базирующемся на признании важнейшей роли университетов в системе высшего образования.

19 сентября 2003 года при участии председателя комитета Госдумы по образованию и науке Александра Шишлова (фракция "ЯБЛОКО") Болонская конвенция была подписана Россией.

Основными целями Болонского процесса являются повышение качества и конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке и создание в Европе сопоставимых образовательных циклов, академических степеней и квалификаций. Что, в частности, поможет решить проблему взаимного признания университетских дипломов России.

распечатать  распечатать    отправить  отправить    другие материалы  другие материалы   
Дополнительные ссылки
В этом разделе:
  ВАЖНО!
Демократический манифест - программа партии "Яблоко", июнь 2006 года
подробнее подробнее
Либеральная программа для XXI века
подробнее подробнее
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (в части управления общеобразовательными учреждениями)"
подробнее подробнее
Результаты голосований в Государственной Думе III созыва
подробнее подробнее
Программа РДП "Яблоко". Разделы об образовании и науке
подробнее подробнее
Проект федерального закона "Об университетах"
подробнее подробнее
«Создание общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике Конференции Министров, ответственных за Высшее образование, в Берлине 19 сентября 2003г.
подробнее подробнее
Романтик в душе, либерал в уме (журнал "Лидеры образования", №7, 2003 год)
подробнее подробнее